Путешествие Ахмед ибн Фадлана на Волгу

Ахмед ибн Фадлан ибн аль-Аббас ибн Рашид аль-Багдади стал одним из немногих арабов, который смог в начале X века отправиться в путешествие по Восточной Европе и сделать ее описание. Путешествие на Волгу Ахмед ибн Фадлана стало важным источником знаний о Восточной Европе.

Ахмед ибн Фадлан
Ахмед ибн Фадлан ибн аль-Аббас ибн Рашид аль-Багдади

Биография

О ранних годах арабского путешественника почти ничего не известно. В 921 году он служил главным писцом в посольстве халифа аль-Муктадира. Примерно в это время в Багдаде принимали булгарское посольство, целью которого было наладить дипломатические отношения с арабским халифом.

Булгарами правил мусульманский владыка Алмуш, который хотел освободить свой народ от Хазарского каганата. Для этого он приехал просить халифа о помощи в строительстве мечети и в сооружении военной крепости.

Халиф откликнулся на просьбу булгар, так как хотел получить свою выходу от такого союза. Во-первых, он желал распространить и упрочнить исламскую религию в Восточной Европе. Во-вторых, его целью стало получение торговых привилегий. Это могло помочь усилению его политического и военного влияния в этом регионе.

 

Путешествие Ахмед ибн Фадлана на Волгу. Посещение Волжской Булгарии

21 июня 921 года из Багдада вышло посольство халифа Аль-Муктадира. Его возглавил Сусан аль-Раси. Так началось путешествие Ахмеда Ибн Фадлана в роли секретаря.

Путешествие Ахмед ибн Фадлана проходило в обход хазарских земель сквозь земли Средней Азии. Они проходили через города Рей и Нишапур. Дальше заходили в город Бухара. Спускались по реке Амударья до города Кят, столице государства Хорезма. Провести зиму им пришлось в Джурджании, который сейчас называется Старый Ургенч.

Советуем:  Бартоломеу Диаш

В марте 922 года команда путешественников отправилась к берегу Волги.

При въезде в страну огузов или огузских тюрков, многие члены посольства покинули их ряды, так как побоялись жителей незнакомой земли. Среди них, кроме молодёжи, были также законовед и вероучитель.

Именно тогда всё руководство миссией легло на плечи Ахмеда.

После перехода пустыни Устюрт, послы оказались на огузской территории. В те времена они располагались на территории нынешнего Казахстана.

Руководил их войсками Этрек, именно он имел самое большое влияние на свой народ. Зная это, ибн Фадлан вручил ему богатые дары и с радостью принял гостей. От предложения принять исламскую веру он отнёсся с опаской и сообщил, что ему необходимо подумать и свой ответ он даст в конце миссии.

Однако радушный приём был только видимостью, и арабские послы чудом остались живы. Так как военачальники огузов всерьёз обсуждали убийство послов. Итогом стало полное дипломатическое фиаско.

12 мая 922 года послы добрались до страны булгар. Находясь в Булгарии, Ахмед смог увидеть русов, которые приезжали для торговли.

Ахмад ибн Фадлан
Арабские послы

Позже в своей книге Ахмед ибн Фадлан подробно опишет обряды и характер этого народа. Скандинавские обычаи русов очень впечатлили путешественника. Одним из запоминающихся был сюжет сжигания руса и его рабыни в ладье.

Одним из интересных описаний, занесённых ибн Фадланом в свои записки, был рассказ о народе «вису», ночь у которых длится менее часа. Многие факты об этой народности указывает на то, что проживали они на далёком севере.

Советуем:  Неарх флотоводец

Дипломатические результаты миссии оказались неудачными. Все планы провалились. Огузы отказались принять ислам. Булгары разочаровались в поддержке халифа, так как так и не получили денег на строительство. Предводитель булгар решил сохранить связи со странами Средней Азии. На территории Хазарии послы подверглись репрессиям.

Точно не известно, был ли сам ибн Фадлан в Хазарии, но пересказы об этой стране в его записях присутствуют.

Неизвестно ничего об обратном маршруте, но в Багдад миссия вернулась.

По окончании своего путешествия Ахмед ибн Фадлан составил из дорожных записей книгу, носящую название «Записка». Здесь он отразил всю информацию, которую смог приобрести за годы своей экспедиции.

Долгое время, это произведение было важнейшим источником знаний об истории и обычаях Средней Азии и Восточной Европы.

Поделиться ссылкой: